Время совершения Аср (послеполуденного) намаза

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَىٰ وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ (238)

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно». (Коран, сура «Корова», 238).

Всевышний Аллах особенно выделяет среднюю молитву, которой является молитва «Аср» (Икенде намаз) по мнению большинства учёных из числа сподвижников, как об этом заявили ат-Тирмизи и аль-Багави. Аль-Маварди передаёт, что это мнение большинства последователей сподвижников. Абу Умар ибн Абдуль-Барр, сказал, что это мнение большинства учёных хадиса из числа праведных предков.

Поэтому мы обязаны проявлять особую заботу об этом Аср намазе. И в первую очередь, соблюдать Аср намаз своевременно.

Аср намаз наступает сразу же с окончанием Зухр намаза, время которого в свою очередь завершается с достижением тени размера самого предмета 1/1 с учетом исходной тени во время зенита в наших странах.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденной (зухр) молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». (Муслим 612).

В этом хадисе указание на то, что время обеденной молитвы наступает тогда, когда солнце проходит зенит, и длится до тех пор, пока длина тени предметов не станет равна их высоте, не считая той тени, которая остается, когда солнце находится в своем зените.

Что касается прямого указания в достоверной Сунне на время наступления Аср намаза, то на это указывает хадис:

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине»
(ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани).

В этом и ему подобных хадисах содержится опровержение тому мнению, что обеденная (зухр) молитва длится до того времени, когда тень становится длиннее предмета в два раза. Это является распространенным мнением в ханафитском мазхабе. Однако имам-ханафи ат-Тахауи передал, что последним мнением самого Абу Ханифы было мнение большинства ученых, а именно, что время обеденного намаза длится до тех пор, пока длина тени не станет равна высоте самого предмета. См. “ат-Тамхид” 8/75.

Ученый ханафитского мазхаба имам Абдулла ибн Махмуд аль-Маусыли (رحمه الله) упомянул в своей книге «аль-Мухтар»: «Время Зухр намаза (начинается) с отклонения солнца от зенита и до достижения тени размера, как два предмета, за исключением тени, которая была во время зенита. Когда выходит время Зухр (обеденного) намаза с учетом разногласия, наступает время Аср (послеполуденного) намаза.

Далее аль-Маусыли (رحمه الله) сказал в своем комментарии «аль-Ихтияр»: «Нет разногласия в вопросе начала времени (Зухр намаза), ученые разошлись во мнениях относительно конца времени (Зухр намаза).

То, что упоминается выше – это мнение Абу Ханифы (رحمه الله). Абу Юсуф и Мухаммад (основные ученики Абу Ханифы) сказали: Зухр заканчивается когда тень становится как сам предмет 1/1, и это версия аль-Хасана от Абу Ханифы (то есть это второе мнение имама Абу Ханифы).

Третье мнение Абу Ханифы, упомянул автор книги «аль-Мунтака» версию Асада от Абу Ханифы: «Когда тень от предмета станет размером, как сам предмет 1/1 выходит время Зухр намаза, но не наступает время Аср намаза, пока тень не станет, как два предмета. А время между этими двумя временами оставленное (пустое) время (مهمل)».

Далее Имам аль-Маусыли привел доводы сторон.

Другой Имам ханафитского мазхаба имам Мухаммад Амин ибн Абидин (رحمه الله) упомянул слова аль-Хаскофи в своей книге, известной под названием «Хашийят Ибн Абидин»: говоря об окончании Зухр намаза он сказал: «От Абу Ханифы (второе мнение) до достижения тени от предмета, как сам предмет 1/1 – и это мнение Абу Юсуфа и Мухаммада, Зуфара и трех имамов.

Имам ат-Тахауи сказал: «Мы берём его (это мнение)». В книге «Гурар аль-Азкар»: «Это взятое мнение (то есть его взяли в практику)». В книге «аль-Бурхан» сказано: «И это более явное (мнение), т.к разъяснил Джибриль, и (этот хадис) текст в этом вопросе».

В книге «аль-Файд» сказано: «На этом (втором мнении) практика людей сегодня, и фетва». («Хашийят Ибн Абидин», 2/14-15).

Таким образом, время Аср намаза, указанное во многих расписаниях времен намазов (по одной тени) соответствует достоверной Сунне, является мнением подавляющего большинства имамов и ученых, в том числе ханафитских ученых, в том числе одно из мнений самого имама Абу Ханифы (رحمه الله ) и считается самым предпочтительным и достойным временем для Аср намаза.

А то, время которое распространилось в некоторых местностях (по второй тени) – это мнение, которое не согласуется с достоверной Сунной, одно из мнений Абу Ханифы, получившего распространение в мазхабе, и это время – конец допустимого времени, причем на практике чревато большой опасностью (особенно в зимнее время) того, что некоторые откладывают совершение Зухр намаза до наступления Аср намаза по второй тени, а это время согласно достоверной Сунне и мнению подавляющего большинства, когда Зухр уже выходит, и соответственно человек оставляет свой Зухр намаз не совершенным своевременно.

Автор текста: Мухаммад Абу Ахмад

Пусть же Аллах даст нам правильные знания!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector