Глава 157. О том, что следует читать во время заупокойной молитвы (хадисы 935-940)
(Человеку, совершающему такую молитву следует) четырежды произнести слова «Аллах велик!» /Аллаху акбар!/
После первого раза (рекомендуется) обратиться к Аллаху с мольбой о защите, а затем следует прочитать «Фатиху».
После этого слова «Аллах велик!» следует произнести во второй раз, а затем — вознести мольбу за Пророка ﷺ сказав: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада …» /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин … /, — и лучше всего закончить её словами: «… как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима …» / кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима …/, — в самом конце сказав: «… поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!» / … инна-кя Хамидун, Маджидун! /
И не следует делать то, что делают многие простые люди, которые читают (лишь тот) аят (, в котором сказано): «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка», — ибо, поистине, молитва того, кто ограничится (только чтением этого аята), будет недействительной.
После этого слова «Аллах велик!» следует произнести в третий раз, а затем — обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и за мусульман, к чему, если захочет Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя (соответствующие) хадисы.
После этого слова «Аллах велик!» следует произнести в четвёртый раз, а затем — обратиться к Аллаху с мольбами, и лучше всего (при этом сказать): «О Аллах, не лишай нас награды за него, и не подвергай нас испытаниям после него и прости нас и его!» /Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху, ва ля тафти-нна ба‘да-ху ва-гфир ля-на ва ля-ху! /
В отличие от того, как обычно поступает большинство людей, предпочтительно обращаться к Аллаху с мольбами на четвёртый раз побольше (, на что указывает содержание) хадиса, который передал Ибн Абу Ауфа и который будет приведен нами, если захочет Аллах Всевышний.
Что же касается обращений к Аллаху с мольбами по примеру Пророка ﷺ после третьего произнесения слов «Аллах велик», то к числу их относятся (следующие мольбы):
Оригинал:
يُكَبِّرُ أرْبَعَ تَكبِيرَاتٍ، يَتَعوَّذُ بَعْدَ الأُولَى، ثُمَّ يَقْرَأُ فَاتِحَةَ الكِتَابِ، ثُمَّ يُكَبِّرُ الثَّانِيَةَ، ثُمَّ يُصَلِّي عَلَى النَّبيِّ ﷺ، فيقول: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ، وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ. وَالأفْضَلُ أنْ يُتَمِّمَهُ بقوله: كَمَا صَلَّيتَ عَلَى إبرَاهِيمَ – إِلَى قَوْله – إنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ. وَلاَ يَقُولُ مَا يَفْعَلهُ كَثيرٌ مِنَ العَوامِّ مِنْ قراءتِهِمْ: ﴿إنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَته يُصَلُّونَ عَلَى النَّبيِّ﴾ [الأحزاب: 56] الآية، فَإنَّهُ لاَ تَصحُّ صَلاَتُهُ إِذَا اقْتَصَرَ عَلَيْهِ، ثُمَّ يُكَبِّرُ الثَّالِثَةَ، وَيَدعُو للمَيِّتِ وَللمُسْلِمِينَ بِمَا سَنَذكُرُهُ مِنَ الأحاديث إنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى، ثُمَّ يُكَبِّرُ الرَّابِعَةَ وَيَدْعُو. وَمِنْ أحْسَنِهِ: ﴿اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أجْرَهُ، وَلاَ تَفْتِنَّا بَعدَهُ، وَاغْفِرْ لَنَا وَلَهُ﴾. وَالمُخْتَارُ أنه يُطَوِّلُ الدُّعاء في الرَّابِعَة خلافَ مَا يَعْتَادُهُ أكْثَرُ النَّاس، لحديث ابن أَبي أَوْفى الذي سَنَذْكُرُهُ إنْ شَاء اللَّهُ تَعَالَى.
وَأمَّا الأَدْعِيَةُ المَأثُورَةُ بَعْدَ التَّكبِيرَةِ الثالثة، فمنها:
Сборник: Рийад ас-салихин