Глава 53. О соединении страха с надеждой (хадисы 443-445)
Знай, что пока раб (Аллаха) здоров, то предпочтительнее всего, чтобы он и испытывал страх, и питал надежду, и чтобы того и другого было у него поровну, если же он заболеет, то следует ему только надеяться, ибо на необходимость этого ясно указывают основоположения шариата, изложенные в Коране и сунне или сформулированные иным путём.
Аллах Всевышний сказал:
— Неужели они (посчитали, что) находятся в безопасности от хитрости Аллаха? Только люди, потерпевшие убыток, (думают, что) они в безопасности от хитрости Аллаха! («Преграды», 99)
Всевышний также сказал:
— … поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие! («Йусуф», 87)
Всевышний также сказал:
— … в тот День, когда побелеют лица (одних) и почернеют лица (других). («Семейство Имрана», 106)
Всевышний также сказал:
— Поистине, Господь твой скор в наказании и, поистине, Он — Прощающий, Милосердный. («Преграды», 167)
Всевышний также сказал:
— Поистине, благочестивые (пребудут) в блаженстве и, поистине, нечестивые пребудут в аду … («Раскалывание», 13–14)
Всевышний также сказал:
— Тогда тот, чаша (добрых дел которого на Весах) перетянет, будет благоденствовать, тому же, у кого чаша эта окажется легче, пропасть послужит пристанищем. («Поражающее», 6–9)
Есть много (других) аятов, заключающих в себе тот же смысл. Иногда о страхе и надежде говорится в двух взаимосвязанных аятах, иногда в различных аятах, а иногда в одном и том же аяте.
Оригинал:
اعْلَمْ أنَّ المُخْتَارَ لِلْعَبْدِ في حَالِ صِحَّتِهِ أنْ يَكُونَ خَائفاً رَاجِياً، وَيَكُونَ خَوْفُهُ وَرَجَاؤُهُ سَواءً، وفي حَالِ المَرَضِ يُمحَّضُ الرَّجاءُ، وقواعِدُ الشَّرْع مِنْ نصُوصِ الكِتَابِ والسُّنَةِ وغَيْرِ ذَلِكَ مُتظاهِرَةٌ عَلَى ذلك.
قَالَ اللَّه تَعَالَى:﴿فَلاَ يَأمَنُ مَكْرَ اللَّه إِلاَّ القَوْمُ الخَاسِرونَ﴾ [الأعراف: 99]،
وقال تَعَالَى: ﴿إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِنْ رَوْحِ اللَّهِ إِلاَّ القَوْمُ الكافِرُونَ﴾ [يوسف: 87]،
وقال تَعَالَى: ﴿يَوْمَ تَبْيَضُّ وَجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ﴾ [آل عمران: 106]،
وقال تَعَالَى: ﴿إنَّ رَبَكَ لَسَرِيعُ العِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ﴾ [الأعراف: 166]،
وقال تَعَالَى: ﴿إنَّ الأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ وَإِنَّ الفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ﴾ [الانفطار: 13-14]،
وقال تَعَالَى: ﴿فَأمَّا مَنْ ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ وَأمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأمُّهُ هَاوِيَةٌ﴾ [القارعة: 6-9]
والآيات في هذا المعنى كثيرةٌ. فَيَجْتَمعُ الخَوفُ والرجاءُ في آيَتَيْنِ مُقْتَرِنَتَيْنِ أَو آيات أَو آية.
Сборник: Рийад ас-салихин